23 сентября 2021 года в рамках программы профилактики девиантного поведения подростков для обучающихся старших классов МБОУ «Школа № 45 с углублённым изучением отдельных предметов» прошли классные часы, а также была организована лекция-беседа на тему: «Уголовная и административная ответственность» с участием представителей Центра общественной безопасности города Уфы: инспектора ОДН ЦОБ Тимергалиевой Луизы Канзафаровны и старшего инспектора ОП №9 Кашаповой Гузалии Газинуровны.
Жестокое обращение с детьми, виды ответственности.
Жестокое обращение с детьми заключается в физическом и психическом насилии над ними. Под физическим насилием обычно понимают нанесение ребенку побоев, а также причинение физических страданий любым другим способом. Психическое насилие выражается в угрозах, внушении чувства страха, подавлении воли ребенка и т.п. Особую опасность представляет покушение на его половую неприкосновенность.
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35.). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Уголовная ответственность
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них (ст.ст.110-113, 115-119, 124, 125, 131-135, 156, 157 УК РФ).
Гражданско-правовая ответственность
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.
ст. 69 Семейного кодекса РФ (лишение родительских прав),
ст. 73 Семейного кодекса РФ (ограничение родительских прав),
ст. 77 Семейного кодекса РФ (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
Управление УМВД России
Необходимо помнить, что участие в любом массовом мероприятии сопряжено с повышенной опасностью. С одной стороны, любое большое скопление людей является привлекательной мишенью для террористов. С другой – половина инцидентов случается на ровном месте, из-за спонтанно возникшей паники и последующей давки. Неконтролируемая толпа – одно из самых страшных явлений любого массового мероприятия. Остановить толпу достаточно трудно, управлять ей почти невозможно.
Человек, находящийся в толпе, подвергается опасности из-за:
-возможного проявления агрессии со стороны участников мероприятия (участников митинга);
-возможности возникновения давки.
Чтобы избежать возможных неприятностей, каждому необходимо знать, что за совершение несовершеннолетними административных правонарушений или преступлений родители несут полную ответственность за своих детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Родители правонарушителей, не достигших 16 лет, могут быть привлечены к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ), так как нарушение ребенком установленного законом порядка, несоблюдение общепринятых норм поведения, говорит об отсутствии надлежащего контроля за несовершеннолетним ребенком, за его досугом, равнодушии к его воспитанию, в отсутствии достаточного внимания и заботы, влекущих нарушение ребенком порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь — формируется личность. Молодые люди осваивают различные социальные роли и активно включаются в жизнь общества, ожидая поддержки от взрослых наставников или от своих же сверстников. Необходимо своевременно озвучить проблему и подобрать оптимальные пути её решения.