Дневной стационар школы №45
Негативные тенденции в показателях здоровья детей наглядно демонстрируют необходимость поиска путей укрепления здоровья. Ядром и основой стратегии укрепления здоровья является гигиеническое воспитание и обучение — комплексная просветительная, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения школьника в целях улучшения, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности, формирования гигиенической культуры. Не случайно приоритетным направлением деятельности Всемирной организации здравоохранения является формирование здорового образа жизни среди школьников. Чем раньше начата подобная работа, тем быстрее формируются навыки и привычки, благоприятные для здоровья.
Вместе с тем ведущим фактором формирования здоровья школьников может и должна стать не просто система воспитания и обучения, сбалансированная непосредственно в образовательном учреждении, а система воспитания, обучения, лечения и реабилитации одновременно. Именно такую схему удалось реализовать в нашей школе.
Дневной стационар школы №45 функционирует с апреля 2008 года. Создан он по инициативе Министерства здравоохранения, районного управления народного образования, администрации поликлиники и школы. Размещается в отдельном блоке на 3 этаже, рассчитан на 30 человек; занимает площадь 453 кв.м., отдельные кабинеты не менее 18 кв.м.
Стационар работает в тесной взаимосвязи с четырьмя педиатрическими отделениями, двумя реабилитационно – оздоровительными центрами, клинической и иммунно – бактериологической лабораторией.
Основной целью стационара являются профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на предупреждение заболеваний и инвалидизации ребенка.
Работа начинается с четкого планирования – составления ежегодного плана, руководствуясь Национальным проектом «Здоровье», приказами Министерства Здравоохранения России и Республики Башкортостан. «О совершенствовании системы медицинского обслуживания детей в общеобразовательных школах». Годовой план работы согласуется с администрациями поликлиники и общеобразовательного учреждения.
Цель работы стационара: «Вырастить здоровое поколение»
Главное преимущество пребывания в стационаре в том, что дети проходят лечение без отрыва от учебы, от семьи, в свободное от уроков время, без лишних материальных затрат для родителей. Дети получают бесплатное питание.
Отбор детей на оздоровление проводят участковые педиатры и узкие специалисты после диспансеризации. дополнительно набор проводится на реабилитацию после острых заболеваний, при наличии хронической патологии. Осуществляется диагностическое обследование:
-лаб.-клиническое (ОАК, ОАМ, исследование кала на гелъминтоносительство);
-аппаратное (УЗИ, рентген, ЭЭГ, РЭГ,ЭКГ) при необходимости,
-инструментальное(глазное дно и др)
проводятся дополнительные обследования школьников в условиях детской поликлиники. При назначении лечения учитываются данные амбулаторной карты (обследования, консультации специалистов)
Летнее оздоровление.
В связи с тем, что в последние годы состояние здоровья школьников ухудшается, ежегодно проводится летняя оздоровительная работа. Изыскиваются средства и возможности, в том числе и кадровые для продления летнего оздоровления школьников. Подготовительная работа начинается в апреле-мае совместно с педагогами: проводится отбор, готовятся списки детей с хронической патологией, составляется график оздоровительных мероприятий, порядок и место их проведения, в школах проводится работа с учителями, завучами и с родителями на родительских собраниях. В среднем за летний период проходит оздоровление до 100 детей.
Оздоровление проводится по следующим нозологическим формам заболеваний:
-хронические заболевания Ж К Т ,
-заболевания органов дыхания,
-заболевания нервной системы,
-заболевания мочеполовой системы,
-заболевания опорно-двигательного аппарата.
Для организации досуга детей приглашались учителя тех школ, учащиеся которых, оздоравливались.
Летняя работа дневного стационара отмечается благодарными откликами родителей, учителей и детей.
В комплексное лечение входит:
— щадящий режим (укорочение учебного процесса, прогулки на свежем воздухе),
— питание в школьной столовой (обед)
— лечебная физкультура
— массаж с лечебной и профилактической целью,
— фитотерапия с использованием различных трав: почечные, желчегонные, успокоительные, отхаркивающие, стимулирующие сборы, иммуномодулирующие травы, кислородный коктейль.
— физиотерапия (светолечение, магнитотерапия, электролечение,ультразвукотерапия, электростимуляция, )
— электросонотерапия,
— ингаляционное введение лекарственных препаратов,
— медикаментозное лечение (лекарства получаем по требованиям старшей медсестры, согласованным с зав. отделением, согласно формуляру утвержденному главным врачом)
В стационаре имеются следующие кабинеты:
— физиотерапевтический;
— массажный;
— кабинет ЛФК;
— фитобар;
— ингаляторий;
— процедурный;
— кабинет электросна
— комната отдыха для детей;
— ординаторская;
— кабинет старшей медицинской сестры;
— кабинет зав. отделением
Работа в стационаре проводится согласно плану, утвержденному главным врачом.
Для создания эмоционального благополучия и комфортного пребывания школьников в стационаре разработана своя программа праздников и развлечений. Пребывание детей в стационаре, не только помогает в их оздоровление, но и обогащает разнообразными занятиями на медицинские темы, так как проводятся мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, воспитание гигиенических навыков и т.д. Работа стационара осуществляется в две смены. Дети с заболеваниями желудочно- кишечного тракта, сердечно- сосудистой системы, органов дыхания, нервной системы, лор-органов, органов зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д. получают необходимый курс оздоровительного лечения.
Число пролеченных больных по ОМС
2010 2011 2012
Подготовка будущих мам и воинов для страны очень важная составляющая в работе дневного стационара. Девушки более организованы и внимательны к себе в этом вопросе, чаще обращаются сами, аккуратнее посещают все процедуры.
Структура заболеваний детей пролеченных в
дневном стационаре.
Эта таблица убедительно доказывает, что идет рост неврологических заболеваний, а это требует своевременного неоднократного лечения и наблюдения в дневном стационаре.
Диагностическая и лечебная работа.
Оборот койки
Среднее пребывание в дневном стационаре.
По РБ этот показатель 16 к/д., по г.Уфе – 17,5 к/д.
Средний койко-день в нашем дневном стационаре — 21,1
так как основная масса детей, получающих оздоровительное лечение это дети с неврологическими и желудочно-кишечными заболеваниями, а по МЭСам это 20 и 25 к/д пребывания соответственно.
Анализ эффективности пребывания в дневном стационаре:
— если показатель острой заболеваемости по школам Кировского района города Уфы составил 2039,1 , то в школе № 45 этот показатель — 2006,9 на 1тыс;
Санитарно-просветительская работа
Санитарно-просветительская работа целенаправленно проводится под девизом «Работа на благо здоровья – наша общая задача». С этой целью проводятся конкурсы на лучшие стенгазеты и рисунки среди классов.
В школе регулярно оформляются уголки «Здоровья» на следующие темы:
- Здоровые дети – национальное богатство
- Грипп, его профилактика.
- Туберкулез
- Осторожно — наркомания
- СПИД – чума ХХI века.
- Все о прививках
- Бронхиальная астма
- «Болит живот!» (заболевания ЖКТ)
- «Чистые ручки!» (личная гигиена)
10. Вредные привычки (курение)
11. Зарядка для глаз – профилактика нарушения зрения
В начальных классах организован кружок «Юный санинструктор», ведется ознакомление с элементарными медицинскими понятиями, знаниями.
Лекции и беседы освещают следующие темы:
- Личная гигиена – залог здоровья
- Туберкулез
- Диагностика туберкулеза: р. Манту, флюорография.
- Венерические болезни
- Школьный травматизм
- Вирусный гепатит, профилактика
- СПИД
- Алкоголь и его влияние на организм
- Наркомания
- Грипп. Профилактика. Лечение.
- Здоровый образ жизни, физкультура для детей
- Запоры у детей
- Аллергозы. Бронхиальная астма
Раздельно проводятся лекции с девочками и мальчиками по половому воспитанию и личной гигиене. Все лекции апробированы и разрешены к используемой работе.
- Родительское собрание является трибуной для пропаганды приобщения родителей к здоровому образу жизни, к активному участию в оздоровительной программе, разработанной для школьников. Ведутся беседы с родителями детей по профилактике заболеваний, своевременной консультации узкими специалистами, о методах закаливания, режиме дня, о питании и т.д.
- Лекции вести с использованием дополнительных возможностей компьютерной и мультимедийной техники. Лекции приурочивать к календарным дням: 24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом, 7 апреля – Всемирный день здоровья, 31 мая – всемирный день без табачного дыма, 1 июня – Всемирный день защиты детей, 26 июня – Всемирный день борьбы с наркоманией, 3 октября – Всемирный день врача, 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.
Задачи санитарно-просветительской работы.
1) оказывать активное содействие противотуберкулезной и наркологической службам;
2) использовать все методы для предупреждения инфекций;
3) улучшить состояние здоровья подростков путем пропаганды ЗОЖ и профилактики возникновения хронических патологий;
4) совершенствовать методику лекций с использованием современной техники.
5) принимать активное участие во всех мероприятиях школы;
6) содействовать организации летнего оздоровительного школьного лагеря;
7) Обязательно проводить беседы о режиме дня, о диете при наличии желудочно-кишечных заболевании, заболевании мочевыделительной системы, эндокринной и т. д.
Выводы:
Ведущим фактором формирования здоровья школьников школы № 45 является система обучения, воспитания и лечения одновременно.
• Лечебно-оздоровительная работа, проводимая сотрудниками дневного стационара, является неотъемлемым звеном в реабилитации школьников.
• Растет эффективность оздоровления детей и как следствие количество пропусков учебных дней школьниками по болезни уменьшается.
Анализируя результаты работы дневного стационара можно с уверенностью сказать, что такие центры оправдывают своё назначение. Планируя работу на будущее мы хотим сохранить достигнутое и уделить более пристальное внимание психо — эмоциональному здоровью наших детей. Ведется работа по организации и внедрению центра психо -эмоционального здоровья в нашей школе в тесном контакте медицинских работников, психологов, учителей. И только таким образом, вместе, мы можем повлиять на состояние здоровья школьников и подростков, улучшить качество их жизни в будущем.
Задачи стационара:
— проведение реабилитации и оздоровления детей, имеющих хроническую патологию;
— долечивание детей после острых заболеваний;
— замена дорогостоящего стационарного лечения на лечение в условиях дневного стационара;
— уменьшение количества пропусков учебных дней школьниками по болезни;
— сохранение психо-эмоционального статуса учащегося: лечение и реабилитация без отрыва от семьи и учебного процесса;
— совместно с социальным педагогом, психологом, родительским комитетом школы организовать кабинет психологической разгрузки;
— активная пропаганда здорового образа жизни в системе профилактики хронических заболеваний, включая охрану репродуктивного здоровья школьников в гинекологии и андрологии.