Проект ассоциированных школ ЮНЕСКО (ПАШ ЮНЕСКО) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. На сегодняшний день он насчитывает более 8500 организаций в 180 странах. СССР включился в движение ассоциированных школ в 1966 году. В России 189 учреждений имеют статус ассоциированных школ ЮНЕСКО.
Ассоциированные школы ЮНЕСКО:
— привержены достижению целей образования для всех (ОДВ), сформулированных в Всемирной декларации об образовании для всех (Джомтьен, Тайланд, 5-9 Марта 1990 года) и в Дакарских рамках действий, принятых Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 года);
— ведут работу по достижению Целей развития тысячелетия (ЦРТ);
участвуют в реализации стратегий и программ ЮНЕСКО в области образования, науки, культуры, коммуникации и информации;
— служат в качестве лабораторий идей инновационных подходов к качественному образованию для всех;
— акцентируют внимание на четырех главных аспектах процесса обучения в XXI веке: учиться знать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе.
Сферы изучения ПАШ ЮНЕСКО:
1. Приоритеты ПАШ ЮНЕСКО и ООН.
2. Образование для устойчивого развития.
3. Мир и права человека.
4. Международное образование.
Основные направления деятельности ПАШ ЮНЕСКО в России:
1. Распространение информации об ООН и ЮНЕСКО.
2. Экология, охрана окружающей среды.
3. Изучение всемирного культурного и природного наследия.
4. Права человека, права ребенка, демократия, ненасилие, формирование установок толерантного поведения.
Ассоциированные школы привержены продвижению идеалов ЮНЕСКО путем реализации пилотных проектов для того, чтобы лучше подготовить подрастающее поколение к сложному, постоянно меняющемуся миру.
Педагогические и ученические коллективы, принимающие участие в данной программе, имеют много возможностей для сотрудничества с целью разработки инновационных образовательных подходов, методик и материалов, начиная с местного и заканчивая глобальным уровнем.
Основные цели ПАШ ЮНЕСКО в России:
1. Создание условий для распространения информации об ООН и ЮНЕСКО в мире.
2. Изучение, внедрение и распространение позитивного опыта в системе образования и воспитания.
3. Создание условий для творческого и научного развития учителей и преподавателей учебных заведений, входящих в систему ассоциированных школ ЮНЕСКО.
4. Развитие межкультурной коммуникации и содействие укреплению мира.
Создание дополнительных возможностей для развития международных контактов школ ЮНЕСКО.
Значение ПАШ ЮНЕСКО для России:
1. Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО стимулирует активную и творчески богатую школьную жизнь, приобщение молодого поколения к ценностям и идеалам ЮНЕСКО, содействует развитию межкультурного диалога, культуры мира, толерантности и уважения прав человека.
2. Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО способствует развитию связей российских образовательных учреждений с их зарубежными коллегами, содействует их участию в международном сотрудничестве.
Проект ассоциированных школ ЮНЕСКО — один из наиболее успешных и продолжительных проектов Организации Объединенных Наций.