7 — 8 классы. Родительское собрание: «Профилактика работы по суицидам, суицидальным попыткам аутоагрессивного поведения. Формирование культуры родительско-детских отношений»

7 — 8 классы. Родительское собрание: «Профилактика работы по суицидам, суицидальным попыткам аутоагрессивного поведения. Формирование культуры родительско-детских отношений»

11 декабря 2024 года в рамках профилактической работы по суицидам, суицидальным попыткам аутоагрессивного поведения, а также программы формирования здорового образа жизни среди обучающихся педагог — психолог Центра  психолого-педагогической и консультационной помощи  БГПУ им. М. Акмуллы Шабаева Антонина Владимировна провела лекцию — беседу с родителями обучающихся 7 — 8 классов МАОУ «Школа №45 с углублённым изучением отдельных предметов» в целях популяризации вопросов детско-подростковой психиатрии, раннего выявления симптомов отклоняющегося поведения и признаков нахождения ребенка в кризисной ситуации.

Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом и психологическом уровне, по-иному строятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Этот возраст сложен не только для родителей и учителей, которые каждый день сталкиваются с новыми открытиями в поведении и внешнем облике своих детей и подопечных. Подростковый возраст, прежде всего, сложен для самого человека, который неожиданно для себя вступил в этот период взросления. Если, будучи младшим школьником, ребенок действовал по непосредственному указанию старших, то теперь основными для него становятся собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит некоторое ослабление контактов со взрослыми: учителями, родителями — идет активный поиск своего «Я». Активная жизнь перемещается из дома во внешний мир.

У подростка формируется собственная система ценностей. Чтобы еѐ сформировать, подростку надо от чего-то оттолкнуться, и этим чем-то чаще всего оказываются требования и ценности взрослых. То есть, формирование ценностей у подростков происходит в форме протеста против того, что им представляет мир взрослых. Подросток ищет другие, отличные от предлагаемых взрослыми, ценностные ориентиры. Для подростков характерен интерес к проблеме смысла жизни, они осмысливают собственную роль и место в этой жизни. Подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания трудных ситуаций: мир в восприятии подростка предстает «черно-белым»: он не видит «полутонов» — подросток категоричен, а проблемы и трудности кажутся неразрешимыми. Кроме того, из-за гормональной перестройки организма снижена сопротивляемость стрессу.

Все эти особенности закономерны и естественны в подростковом возрасте, однако при неблагоприятном стечении обстоятельств они могут явиться или быть специально использованы кем-то, что усиливает риски и угрозы жизни.

Что представляют собой риски и угрозы жизни подростка?

Рисками могут быть:

жизненные обстоятельства или ситуации, воспринимаемые подростком как невыносимо трудные, непреодолимые;

пользование подростком интернет-ресурсами, через которые на него может оказываться опасное и зачастую разрушающее психику воздействие;

стрессогенные для старшеклассника ситуации, связанные с учебой, в частности в период подготовки к подготовки к итоговой аттестации. Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;

действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;

переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в том числе связанного с насилием в семье, так как зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);

боязнь позора, насмешек или унижения;

страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какойлибо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов);

любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность;

чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;

сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование «моде»;

нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе. Эти обстоятельства могут отягощаться употреблением наркотиков, алкоголя, игровой или интернет-зависимостями, депрессивными состояниям, стрессогенными факторами, связанными с учебой у старшеклассников, в том числе в период подготовки к итоговой аттестации.

Берегите себя и своих близких.

 

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *